Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы) - представляет собой комплекс формальных упражнений (таолу), состоящих из 24-х движений.

В Китае данная форма называется "Упрощенный Тайцзицюань".

Данный вариант был разработан Министерством спорта КНР в 1956 году и был рекомендован для проведения между уроками в учебных учреждениях, в также на предприятиях, в качестве производственной гимнастики.

В основе упрощенного варианта Тайцзицюань лежит классический Тайцзицюань стиля Ян, однако кроме продолжительности и количества выполняемых движений, данный вариант отличает большая равномерность, мягкость, стабильность и спокойствие.

Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы)

Тайцзнцюань стиля Ян (24 формы) подходит практически всем, вне зависимости от пола и возраста, в связи с чем данный комплекс является наиболее распространенным среди всего китайского Ушу.

Общие рекомендации по выполнению комплекса:

Голову следует держать прямо, чуть поджав подбородок. Должно такое ощущение, будто голова, словно мячик подвешена к верху.

Плечи необходимо опустить и расслабить. Руки округлить, локти немного согнуть и как бы подвесить.

Пальцы рук естественно распрямить. Не должно быть ни малейшего напряжения.

Тело следует максимально вытянуть и расслабить.

Поясница и талия также максимально расслаблена. Все движения формы как бы "выходят" из талии. Ноги следует округлить. Допускается естественное напряжение в бедрах. При смене позиций - колено не должно выходить за вертикальную линию носка.

Динамика перемещений:

Движения формы выполняются легко, без напряжения, при этом следует сохранять устойчивость тела (центр тяжести не должен выходить за пределы площади опоры). Мышцы необходимо максимально расслабить. Выполнение движений должно быть подобно плывущим облакам, спокойно, с плавным переходом одного в другое.

Мастера Тайчи говорят: "Когда выносишь вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона".

Обязательным условием занятий Тайцзы является естественность и гибкость. Передвижения должны быть мягкими и легкими.

Учителя Тайцзы описывая перемещения формы говорят: "Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка".

Все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях.

Выполнение формы представляет собой, в том числе практику концентрации мысли, чему в Тайцзицюань придается особое значение. Концентрации мысли представляет возможность регулирования физиологических процессов организма, из-за чего специалисты часто сравнивают Тайцзицюань с "физическими упражнениями сознания" или "терапевтическими упражнениями пустой головы".

Изучать комплекс "Тайцзнцюань Стиля Ян (24 формы)" необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм.

Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы) выполняется около 4 6 минут.

Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья количеству располагаемого времени.

Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности.

Время выполнения формы - значение не имеет.

Комплекс "Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы)" состоит из следующих движений:

1. Открывающее движение (пробуждение сил , восход солнца )

2. Дикая лошадь встряхивает гривой (влево и вправо)

3. Белый журавль раскрывает крылья

4. Почистить колено и "упрямый" шаг (направо и налево)

5. Игра на китайской лютне (пипа)

6. Шаг назад и отведение плеча (направо и налево)

7. Поймать воробья за хвост слева

8. Поймать воробья за хвост вправо

9. Одиночный хлыст

10. Руки плывут как облака

11. Одиночный хлыст

12. Погладить спину лошади (Высокий всадник)

13. Удар правой ногой

14. Удар двумя кулаками по ушам

15. Поворот туловища и удар левой пяткой

16. Выпад влево и стойка на одной ноге (Опускание сил влево, змея в траве)

17. Выпад влево и стойка на одной ноге (Опускание сил вправо, змея в траве)

18. Прокалывающий челнок справа и слева (продевать челнок, ткачиха)

19. Искать иглу на дне моря (Вонзать иглу в морское дно)

20. Проходящая мимо рука (Сверкнувшая спина)

21. Повернуть тело, переместить, преградить и ударить

22. Отгораживание (Запечатать плотно как конверт)

23. Скрещивание руки (Руки — крест)

24. Возвращение в исходное положение (Собирание сил)

При выполнении формы дыхание должно быть ритмичным, ровным и глубоким и выполняться диафрагмой. Также необходимо координировать дыхание с "открытыми и "закрытыми" движениями.

Выдох выполняется на "открытом", выдох на "закрытом" движении.

"Открытые" движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. "Закрытые" движения основываются на отходах или сведениях конечностей.

В начале, при изучении формы, темп выполнения упражнений следует сочетать с естественным дыханием.

По мере совершенствования в практике, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений должен замедляться.

Следует комбинировать "полноту" и "пустоту" и правильно чередовать их.

"Полнота" и "пустота" связаны с сознательной концентрацией мысли и контролем того или иного действия.

При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль "определяет движение".

При выполнении формы взгляд должен следовать за руками или быть направлен вперед.